Герои Советского Союза – выпускники школы №1

 г. Славянска-на-Кубани

Есауленко Николай Савельевич. Родился в 1919 году. Командир эскадрильи. Участвовал в ВОВ  с 1942 года. Бомбил и штурмовал позиции врага на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском фронтах. В 80-ти боевых вылетах был командующим штурмовых групп куда входило до 12 самолетов ИЛ-2. За отличное выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и героизм  Есауленко Николаю Савельевичу присвоено звание Героя Советского Союза

Вальков Василий Матвеевич. Родился в 1915 году. Подполковник. Одним из первых форсировал Днепр. Проявил отвагу и мужество на земле Восточной Пруссии. Участвовал в штурме Берлина. За проявленную храбрость и военное мастерство подполковнику Валькову Василию Матвеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Игнатенко Иван Игнатьевич. Родился в 1917 году в Станице Славянской. В боях за форсирование реки Днепр проявил исключительное мужество, отвагу и героизм. 30 сентября 1943 года ещё до переправы батареи он с рацией переправился через Днепр и сообщил координаты вражеской цели. Благодаря его точным и ценным данным 7 октября атака вражеской пехоты была успешно отбита. За проявленные мужество и героизм Игнатенко Ивану Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Участник парада Победы на Красной площади.   

Пелипенко Владимир Спиридонович. В 1939 году Владимир был призван на службу в армию.1941 год застал Пелипенко В.С. в Пятигорске, где он работал военруком в школе. 21 января 1942 года был тяжело ранен на Северном Донце. За участие в боях по взятию и спасению Кракова представлен к Золотой Звезде Героя Советского Союза.

Поликахин Илья Иванович. Родился 2 августа 1923 года на Рязанской земле. Воевал на Северном Кавказе, защищал станицу Славянскую, бил фашистов в Крыму. При штурме Сапун- Горы в мае 1944 года был ранен, но идти в тыл отказался. 9 мая 1944 года был ранен в обе руки, однако продолжил бой. За проявленный героизм и отвагу удостоен звания – Герой Советского Союза.

Барабанов Петр Иванович. 26.03.1944 года танковый взвод Барабанова Петра Ивановича действовал дерзко, умело и мужественно, нанося врагу огромный урон и сея в его рядах панику. Решительными действиями побеждал во много раз превосходящего противника. За проявленный героизм и отвагу Барабанов Петр Иванович удостоен звания – Герой Советского Союза.

Зикран Евгений Андреевич. Родился 18 марта 1923 года в ст. Брюховецкой. В 1941 году был призван в армию. В 1944 году батарея лейтенанта Евгения Зикрана была атакована под деревней Яунберзи пятнадцатью вражескими танками. Окруженный автоматчиками врага, Зикран вступил в единоборство. Огнем ручного пулемета и гранатами он отбил атаку врага. Во время повторной вражеской атаки лейтенант сам в упор расстрелял из орудия ползущий на батарею танк. Зикран Евтений Андреевич в этом бою погиб вместе со своими товарищами, но танки врага не пропустили.  Зикрану Евгению Андреевичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Презентация

Смотреть еще презентации из раздела История
Презентация
Смотреть еще презентации из раздела История
Презентация
Смотреть еще презентации из раздела История
Презентация
Смотреть еще презентации из раздела История
 

Кубань в годы Великой Отечественной войны.

Краснодарский край расположен очень выгодно. Он находится в умеренной зоне восточного полушария. С северо-запада и юго-запада он омывается Азовским и Черным морями, которые благотворно влияют на климат края и служат прекрасными путями сообщения с соседними государствами.

К июлю 1942 г., когда война пришла на землю Кубани, каждый пятый житель края ушел на фронт. Из добровольцев было создано более 90 истребительных батальонов и три казачьих соединения 50- я отдельная кавалерийская дивизия, 4-й Кубанский гвардейский кавалерийский корпус и Краснодарская пластунская дивизия. Уходящим на фронт давали наказ: «Снова вы взяли в руки клинки и сели на боевых коней, чтобы, как и в прежние годы, отстоять нашу землю, нашу Родину от врага. Мы верим вам и гордимся вами вы свято выполните принятую вами воинскую присягу и возвратитесь в родные станицы только с победой… А если придется кому из вас отдать жизнь за родную землю, отдайте ее как герои…»

Места фронтовиков на производстве заняли женщины, старики, подростки. Благодаря им ? промышленных предприятий стали работать на нужды обороны. На новороссийском заводе "Красный двигатель" появились первые фронтовые бригады. Производственные нормы выполнялись на 200, 300 и даже 1000 %. Колхозниками в 1941 г. было выращено в два раза больше зерна, чем в 1940 г. Об успехах хлеборобов Адыгеи неоднократно сообщало Советское информбюро. Для подростков старше 12 лет в колхозах впервые установили минимум трудодней. На деньги, заработанные в поле лабинскими школьниками, был построен танк. Дети шефствовали над ранеными в госпиталях, собирали лекарственные травы. 

В конце июня 1942 г. фашисты начали наступление в направлении Волги и Северного Кавказа. В ходе упорных боев гитлеровцам удалось к началу сентября занять почти всю территорию Краснодарского края, за исключением городов Сочи, Туапсе, Геленджик и прилегающих к ним районов. 
Оккупанты, пытавшиеся сначала представить себя в роли "освободителей" казачества и кавказских народов, замучили и убили 61 тыс. кубанцев, около 32 тыс. юношей и девушек угнали на каторжные работы в Германию. Здесь зверствовала зондеркоманда СС-10А, впервые были применены душегубки. Около 6,5 тыс. жителей ушли в партизаны. Деятельностью 73 отрядов руководил штаб партизанского движения во главе с П.И. Селезневым. Развернулась широкая сеть подполья. Партизаны и подпольщики оказывали серьезную помощь Красной армии, уничтожали живую силу и технику врага. 
С 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года длилась фашистская оккупация Краснодара. Эти шесть месяцев стали самыми страшными за всю его историю. Во время немецкой оккупации города нацисты применяли машины смерти — «душегубки». За время оккупации погибли более 13 тысяч горожан. Было разрушено и сожжено 870 домов. Сожжены 4 высших учебных заведения, с оборудованием лабораторий и библиотеками, театры драматической и музыкальной комедии, Дворец пионеров, почти все школы, клубы, кинотеатры. Вырублены и повреждены ценнейшие породы деревьев в городских парках.

Основной удар на Майкопско-Туапсинском направлении приняли на себя части и соединения 12-й армии под командованием генерал-майора А.А. Гречко и 18-й армии под командованием генерал-майора Камкова. Стремясь прорваться к Майкопскому нефтяному району и выйти к Черноморскому побережью в районе Туапсе, враг бросил на это направление шесть дивизий 1-й танковой армии, поддерживаемых авиацией и артиллерийско-минометным огнем. С 8 по 12 августа шли сильные бои на рубежах рек Кубани, Лабы, Белой.

К исходу 10 августа противник попытался форсировать реку Белую с марша. На левом берегу стеной на пути врага встала батарея лейтенанта Горлова 149-го минометного полка. Ей было приказано прикрывать отход наших частей в горы. В неравном бою бойцы истребили до двухсот фашистов, сожгли и подорвали несколько автомашин, три танка. Минометчики не отступили и повторили бессмертный подвиг гвардейцев-панфиловцев.

Активизируя свои действия, усилив наступающие подразделения, 12 августа противник ворвался в станицу Белореченскую. К 15 августа 1942 года весь Белореченский район был занят немецко-фашистскими войсками. Кровавая оккупация района длилась до 31 января 1943 года.

На западной окраине станицы Белореченской между рекой Келермесом и садом колхоза имени Ленина было расстреляно и замучено 50 мирных жителей. У реки Белой в районе старой бойни гитлеровцы расстреляли одиннадцать человек.

По дороге от станции до села Вечного охраной расстреляно 62 военнопленных и по дороге от хутора Кубанского до станицы Белореченской расстреляно 26 красноармейцев, взятых в плен. По ночам на машинах и пешком их выводили на западную окраину станицы к реке Белой, где расстреливали. Всего по станице Белореченской фашистами и их пособниками уничтожено за время оккупации 272 человека. Всего шесть месяцев «хозяйничали» фашисты в станице. Но и за это время они нанесли огромный урон району.

Разгром гитлеровцев под Сталинградом создал условия для освобождения Северного Кавказа. Кровопролитные бои разгорелись на 110-километровой "Голубой линии". 
«Голубая линия» - система немецких укреплений на Таманском полуострове во время Великой Отечественной войны 1941—1945. Их обороняли части 17-й армии (генерал Э. Енеке). Общая численность Таманской группировки немцев достигала 400 тыс. чел. Отойдя с Кавказа на Тамань, 17-я и часть сил 1-й танковой армии существенно сократили линию фронта, что позволило им создать на полуострове плотные боевые порядки. Сохраняя присутствие на Таманском полуострове, германское командование, с одной стороны, прикрывало Крым, а с другой — имело плацдарм для возобновления наступательных операций на Кавказе.  29 апреля — 15 мая 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта (генерал И.И. Масленников) осуществили наступательную операцию с целью прорвать «Голубую линию» и овладеть Таманским полуостровом. После шести дней ожесточенных боев наступавшей на центральном направлении 56-й армии (генерал А.А. Гречко) удалось 4 мая овладеть лишь одним узловым пунктом немецкой обороны — станицей Крымская. Дальнейшее наступление Красной Армии в районе станиц Киевская и Молдаванская было остановлено, в том числе мощными ударами с воздуха. Их осуществили 1400 немецких самолетов, действовавших с баз на Керченском полуострове. Советские войска вновь не смогли прорвать глубокоэшелонированную «Голубую линию» и 15 мая прекратили активное наступление.

Более важную роль на данном участке сыграли бои в небе. В апреле — июне 1943 г. развернулось так называемое воздушное сражение на Кубани между 4-й воздушной армией (генерал К.А. Вершинин) и 4-м воздушным флотом (фельдмаршал В. Рихтгофен). В ходе этих сражений советская авиация положила конец немецкому господству в воздухе (Кубань). Гитлеровцы потеряли 1100 самолетов. 52 советских летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А.И. Покрышкин, в прошлом воспитанник Краснодарского аэроклуба. В небе Кубани он сбил 20 самолетов врага. Появление Покрышкина, наводившее ужас на гитлеровских летчиков, всегда сопровождалось криком наблюдателей в эфире: "Внимание! Ас Покрышкин в воздухе!". 

10 сентября Северо-Кавказский фронт (генерал И.Е. Петров) перешел в новое наступление с целью освобождения Новороссийска и Таманского полуострова (Новороссийско-Таманская операция). В ходе боев советские войска овладели «Голубой линией» и 9 октября 1943 г. окончательно выбили немецкие войска с Таманского полуострова. «На Кубани и Таманском полуострове не осталось ни одного живого немца, кроме пленных» — эти слова рапорта генерала Петрова Сталину стали своеобразным эпилогом к Битве за Кавказ. Освобождение Таманского полуострова и Новороссийска значительно улучшило возможности базирования Черноморского флота и создало условия для борьбы за возврат Крыма (Кавказ).

Освобождение края завершилось в ходе Новороссийско-Таманской операции. Через 30 лет память героев битвы за Новороссийск была увековечена "Золотой Звездой".  После изгнания фашистов началось восстановление разрушенного хозяйства. В 1943-1945 гг. правительство выделило 110 млн руб. На помощь пришли трудящиеся Урала, Грузии, Дагестана. Уже осенью 1943 г. в крае действовали основные линии железных дорог. В 1945 г. выпуск валовой промышленной продукции составил 1/3 довоенного уровня. Кубань снова стала крупнейшим зернопроизводящим районом. 
Дорогой ценой досталась советскому народу победа над фашизмом. Кубань наложила на алтарь Победы жизни почти 500 тыс. своих дочерей и сыновей. Вечная им память! 356 воинам-кубанцам присвоено звание Героя Советского союза, а Е.Я. Савицкому, Т.Т. Хрюкину, В.А, Алексеенко и В.И. Коккинаки это звание присвоено дважды. Около 40 участников войны были награждены орденом Славы трех степеней. 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей №1 имени Семи героев – выпускников школы,

г. Славянска-на-Кубани

Муниципального образования Славянский район

Принято на заседании методического  совета
от   «_____»   _____________ 20____г., протокол № ____

«СОГЛАСОВАНО»                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

Председатель ПК                                                                          директор МБОУ лицей №1

________________З. И. Корж                                           ___________________Л.И. Белик.

                                                            Приказ   от «_____» ____________ 20____г. № ______

 

 

Положение

о школьном музее

1. Общие положения

1.1.Школьный музей создан в целях активного участия обучающихся в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде исторических и культурных ценностей и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы.

1.2.Используются различные по методике типы занятий: лекции, практические занятия, семинары, изучается опыт работы государственной и лучших школьных музеев.

1.3.Музей позиционирует себя как структурное подразделение школы осуществляющий историко-краеведческую работу, включающий в себя направление литературного краеведения.

2. Цели и задачи

2.1. Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела.

2.2. Деятельность школьного музея включается в общий план учебно – воспитательной работы школы.

      2.3. Музей способствует:

  • формированию у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности,
  • расширению кругозора, познавательных интересов и способностей,
  • овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы,            совершенствованию учебно – воспитательного процесса.    

3. Организация музея

 

    3.1. Приказ об открытии школьного музея и назначении руководителя издается директором школы. 

    3.2. Музей в школе сформирован на общественных началах и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.

    3.3. Содержание и формы работы. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В зависимости от профиля музея и плана работы, постоянный актив музея:

  • пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими учащимися, школьными и государственными музеями;
  • проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
  • изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;
  • осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
  • проводит экскурсии для учащихся, других школьных музеев, гостей;
  • оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

4.  Учет и хранение фондов

      4.1. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной подписью и печать директора школы.

       4.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты и фотокопии).

       4.3. Подлинные памятники, находящиеся в ведении школьного музея, учитываются в инвентарной книге местного музея соответствующего профиля.

       4.4. Материалы, представляющие первостепенную историческую ценность, должны быть переданы на хранение  в  соответствующий государственный музей, который взамен подлинника должен изготовить школьному музею копию, выдать документы, фиксирующие ценность представленного материала. Акт передачи является положительной своеобразной оценкой деятельности школьного музея.

       4.5. В случае прекращения деятельности школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

        4.6. Одновременно с занесением музейных предметов в книгу поступлений на них проставляются присвоенные им шифры и номера. Каждый школьный музей должен иметь свой шифр. Например, ШК-46 И/38,означает, что предмет находится в школьном музее школы №38.

        Существуют определенные правила нанесения шифра на музейные предметы:

  • на тканях номер пишется тушью на небольшом кусочке белой ткани и пришивается с изнаночной стороны,
  • деревянные предметы шифруются масляными красками, металлические- эмалевой, керамические- тушью ( на дне или снизу).
  • на фотографиях и листовках номер ставится на обратной стороне документа в нижней части слева карандашом,
  • к мелким предметам прикрепляются ярлычки с номером (на нитке),
  • мелкие предметы, монеты, ювелирные изделия, на которые нельзя прикрепить ярлык, вкладываются в пакеты, и надписывается номер.

5.  Руководство работой  музея

5.1. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея во главе с руководителем, ответственным за школьный музей.

5.2. Состав совета музея утверждается соответственным решением педагогического совета и директора школы.

Совет музея разрабатывает план работы, организует встречи учащихся с ветеранами войны, деятелями науки, культуры, искусства, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов, поисково-исследовательскую и собирательскую работу.

5.2. Педагогическое руководство работой музея осуществляет учитель школы, ответственный за школьный музей, который назначен приказом директора школы.

6. Формы работы.

6.1.Поисково-собирательская работа

Задачи и основные направления поисковой работы определяются тематическим планом, т.к. именно тематический план делает поиск целенаправленным с самого начала. По отдельным разделам тематического плана разрабатываются конкретные задания для поисковых групп. Отдельные задания могут исходить из местных гос. музеев. Задания должны раскрывать основные задачи поисковой группы и последовательность в выполнении собирательской работы: изучение источников, написание краткой исторической справки, поиск по маршруту. Во время походов необходимо вести дневник, делать фотографии, зарисовки, магнитофонную запись.

Сбору подлежат вещественные, документальные, письменные и другие материалы.

К вещественным материалам относятся: орудия труда, инструменты, образцы сырья и готовой продукции предприятий сельского хозяйства, предметы быта местного населения - мебель, бытовая утварь, одежда, обувь, украшения и т.п. Подлинные вещи знатных людей, чья жизнь и деятельность связана с историей школы, местного края, реликвии, связанные с участием населения в ВОВ, обмундирование, награды, походное снаряжение, планшеты.

Документальные материалы: мандаты, удостоверения, пропуска, принадлежащие участникам событий, постановление собраний, обращения, заявления и т.д.

Фотографические материалы наиболее полно и наглядно отражают исторические события, эпизоды борьбы и труда народа, сюда же относятся портреты выдающихся людей страны, края, района и т.д., фотографии памятных мест родного края, памятников истории и культуры и т. д.

Печатные и письменные материалы: плакаты, афиши, листовки, газеты, боевые листки, письма, дневники, воспоминания.

При сборе экспонатов очень важно получить и сразу же записать максимальную информацию о каждом предмете, чтобы была возможность установить их подлинность, достоверность. Нельзя допускать, чтобы  в фонд музея попадали случайные вещи. Не всегда обязателен сбор только подлинных вещей. Не возможно поместить в экспозицию, например; станок или автомашину - в таких случаях уместно изготовить модель.

Научная работа предполагает изучение литературных источников, газет, журналов, а в некоторых случаях - архивных документов. При чтении источников составляются необходимые выписки и краткие исторические справки по теме.

Проводится научная работа по собранным в музее памятникам истории и культуры:

  • изучение и аннотирование документальных вещественных экспонатов, предметов изобразительного искусства, т.е. написание краткой письменной характеристики на экспонат: происхождение, принадлежность и связь экспоната с конкретными историческими событиями. Указываются библиографические источники и основные сведения о личности,
  • составление картотеки на основные экспонаты, разработка тематического плана, рассказывающего в лаконичной форме содержание создаваемой экспозиции музея. Тематический план одновременно является планом для продолжения поисковой (собирательской) работы.     

 Форма тематического плана.

Наименование предмета

Перечень вопросов, раскрывающих под тему

Подбор экспонатов по содержанию вопросов

Место поиска экспонатов

Ответственный за поиск.

1

2

3

4

5

Тематический план обсуждается и утверждается на педагогическом совете школы.

6.2. Пропагандистская и учебно-воспитательная работа.

6.2.1. Созданная экспозиция школьного музея - центр пропагандистской и учебно-воспитательной работы в школе. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм  массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками войны, деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением и связь с другими   школьными музеями. 

  6.2.2. Важное значение имеет подготовка экскурсоводов и лекторов. Для подготовки лекции или экскурсии необходимо тщательно изучить тему, главное внимание следует обратить на изучение экспозиции, ведущих текстов и экспонатов. Перед экскурсией будущий экскурсовод должен написать текст или тезисы своей экскурсии и сдать его на проверку совету музея.

  6.2.3. Требования к проведению экскурсий:

  • соблюдение маршрута;
  • логическая последовательность в изложении материала, логические переходы ("мостики") от раздела к разделу;
  • сочетание выразительного интересного рассказа с показом
  • ведущих  экспонатов
  • глубокое идейное содержание рассказа
  • выразительность эмоциональная окраска экскурсии

  6.2.4. Лекции сопровождаются показом наглядных материалов – фотографий документов и т.д. При проведении таких массовых мероприятий как тематические вечера, встречи, конференции рекомендуется составление сценария. Сценарии, тексты экскурсий, тезисы лекции хранятся в архиве музея.

   6.3. Учет проделанной работы ведется в специальных журналах.




ПЛАН РАБОТЫ

ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ МБОУ лицея №1 г. Славянска-на-Кубани  на 2014-2015 учебный год

1. Укрепление материально-технической базы музея.

1.1.Пополнить экспозицию о педагогах-ветеранах школы, создателях мемориального музея. (сентябрь; отв.зав музеем)

1.2. Начать работу по созданию странички школьного музея на WEB-сайте школы.. (январь- май; отв.актив)

1.3. Пополнять библиотеку музея новыми книгами по военной и исторической тематике. (в течение года; отв.-зав.музеем).

1.4. Начать реставрацию старых стендов. (в течение года  отв. руков. музея)

2. Работа с музейным фондом

2.1.Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами ( в течение года)

2.2. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.  (в течение года)

2.3.Пополнение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. (в течение года отв. руков. музея)

2.4. Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

(март-май отв. руков. музея)

3. Экскурсионная работа.

3.1. Проводить обзорные и тематические экскурсии для учащихся и гостей школы.

(в течение года; отв.-актив)

3.2. Провести цикл лекций, посвященных 72- годовщине  освобождения ст. Славянской.

(март ; отв.-актив)

3.3. Организовать обмен опытом экскурсионной работы с музеями школ (в течение года; отв.-зав.музеем)

3.4. Провести экскурсии в музей г. Славянска-на-Кубани (в течение года; отв.кл. руков.)

4. Научно-методическая работа.

4.1. Продолжить разработку содержания обзорных и тематических экскурсий по экспозиции музея. (в течение года; отв.-рук.музея)

4.2. Разработать новые темы поисковых заданий для классов.  (февраль  отв. актив)

5.Работа с ветеранами

5.1. Подготовить и провести встречи с ветеранами Великой Отечественной войны:

(в течение года; отв.-зав.музеем)

          а) март «Освобождение ст. Славянской от немецко-фашистских захватчиков»;

          б) февраль «День защитника Отечества»;

          в) май «День Победы».

5.2. Организовать поздравления ветеранов Великой Отечественной войны к праздникам. (23 февраля, 9 мая; отв.-актив)

6. Организационная работа.

6.1. Продолжить работу со школьным активом музея: организовать занятия по основам музееведения, по подготовке экскурсоводов и лекторов. (в течение года; отв.-рук.музея)

6.1.а Составление программы деятельности музея на перспективу.

6.2. Организовать взаимодействие школьного музейного актива с музейными активами близлежащих школ. ( Отв. руков музея, в течение года)

6.3. Организовать сбор материалов о солдатах Великой Отечественной войны среди родственников учащихся и создание творческих работ. (в течение года; отв.-актив)

6.4. Организовать празднование Дня Победы. (май; отв.-актив, кураторы, рук.музея)

         а) проведение уроков мужества в 5-9 классах;

          б) торжественная линейка и возложение цветов к могиле неизвестного солдата;

Основные направления деятельности музея:

1.Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).

2. Поисковая, научно-исследовательская работа.

3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее.

4.Организационная ( оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).

Совет содействия: директор школы, замдиректора по учебной работе, школьный психолог, социальный педагог, председатель попечительского совета, председатель родительского комитета.



Лабунец Антон Алексеевич – руководитель школьного музея.

Музей посвящен истории Великой Отечественной войны.

Школьный музей в МБОУ лицее №1 был открыт в 1962 г. сотрудниками  школы  Ермоленко Ниной Ивановной  и Ивановой Марией  Ивановной. Они участвовали в войне и считали своим долгом рассказать новым поколениям о героическом подвиге Советского народа. Музей посвящен истории Вов. Сегодня в музее действуют следующие экспозиции : «на Голубой линии», «за станицу Славянскую», «Юные герои», «Герои-  выпускники школы», «Учителя-легенды», «Ступени большого роста» (об истории школы).

В Зале боевой славы МБОУ лицея №1 регулярно  проводятся экскурсии для учащихся. Целью данных мероприятий было ознакомление детей с историей школьного музея, развитие чувства патриотизма и гражданственности. Дети узнали историю освобождения станицы Славянской от немецко-фашистских захватчиков, подробности о битве за Кавказ в годы Великой Отечественной войны, о семи героях выпускниках школы, учителях-легендах. В этом году экскурсии были проведены для 84 учащихся 5-х классов, 72 учащихся 8-х классов. Восьмиклассники после посещения музея просмотрели фрагмент фильма «Битва за Кавказ», затем закрепили полученные знания написанием работы. Экскурсии проводят учащиеся  Заболоцкий Роман, Перепелицин Алексей, Унгурьян Анастасия. Также проводим различные мероприятия: «Брейн Ринг» среди команд учащихся 5-х классов,  круглый стол «И была война …»  для 8-9 классов.

Основное направление работы музея  - освобождение станицы Славянской и всей Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

Оккупация ст. Славянской продолжалась с 11 августа 1942 по 23 марта 1943 года.  На фронт ушли 23000 жителей станицы и 11500 из них не вернулись, отдав свои жизни за Родину. Во время оккупации станицы погибли около 3000 мирных жителей. Во время оккупации в станице и у её окраин действовали партизанские отряды «Шторм» и         «Смелый».

В ночь на 23 марта 1943 года началось освобождение станицы, а к концу апреля была освобождена территория всего района.

В освобождении станицы принимали участие :   9 авиационная дивизия   295 стрелковая дивизия, созданная в сентябре 1941 года на Северном Кавказе

Уже на освобожденной территории Кубани в августе 1943 года создается 301 стрелковая дивизия в которую вступили более 2000 славянцев.

Всего в освобождении Кубани участвовали части нескольких  армий и в нашем зале несколько стендов посвящены именно им, это:

9 гвардейская авиационная дивизия   295 ордена Ленина стрелковая дивизия  4 гвардейский кубанский казачий корпус

9 гвардейская мотострелковая Таманская дивизия и многие другие, причем большинство из них удостоены звания – гвардейской, либо Ордена Ленина, а это очень почетно.

Среди Славянцев – 18 героев Советского Союза и    7  полных кавалеров Ордена Славы.

Зоя Анатольевна Космодемьянская. Совсем юная 18 летняя девушка сразу после выпускного вечера в 10 классе записалась добровольно на фронт. В ноябре 1941 года она получила задание совершить диверсию на оккупированной немцами территории. Во время выполнения задания девушка была схвачена и 29 ноября 1941 года после издевательств повешена немцами. Таких героев было немало в годы войны.     ЭТО : ВАЛЯ КОТИК     ЗИНА ПОРТНОВА    ЛЕНЯ ГОЛИКОВ  МАРАТ   КАЗЕЙ и многие другие.

С 1946 года школе было присвоено имя Зои Анатольевны Космодемьянской, которое она носила довольно длительное время.

Основная экспозиция нашего музея посвящена героям Войны – семи героям СССР – выпускникам школы. Наша школа – единственная в России из чьих стен вышли сразу 7 героев СССР.

26 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА решением Совета депутатов г. Славянска-на-Кубани и Славянского района было принято решение присвоить Образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 1 звание имени  семи героев Советского союза – выпускников школы.

Имена этих людей навеки вошли в историю нашего образовательного учреждения. Это :  

Поликахин Илья Иванович     Зикран Евгений Андреевич      Вальков Василий Матвеевич   Есауленко Николай Савельевич     Барабанов Петр Иванович             

                         Пелипенко Владимир Спиридонович             Игнатенко Иван Иванович

В боях Вов принимали участие и трудились в тылу врага более 40 сотрудников шолы и более 180 её учащихся.

На территории Славянского района находится 23 братские могилы времен ВОв, где покоятся останки 5830 воинов, падших в боях за Кубань.

В нашем музее также есть экспозиции, посвященные истории школы и её сотрудникам.

Берет свое начало история школы с 1912 года, когда на углу улиц Краснодарской и Ковтюха построили первый учебный корпус. Это была казачья школа, одноклассное мужское училище. В 1928 году школа получила статус Средней и до 1950 года оставалась единственной средней школой города. В 1975 году было построено новое здание школы. С 1996 ГОДА школа получила статус гимназии, а с 2005 – статус лицея.

Наши новые экспозиции посвящены учителям – гордости нашего лицея.

Это  Глущенко Георгий Романович, который начал свой педагогический путь в школе еще до войны, а после вернулся вновь и проработал здесь более 30 лет. Это был педагог с большой буквы, он писал научные труды, занимался новаторской деятельностью. Бондарь Зинаида Никитична – отдавшая также школе более 30 лет. Зинаида Никитична  - великий учитель, в школе проработала завучем по учебно-воспитательной работе с 1979 по 2005 год. Стала наставником не только для многих учеников, но и коллег. Болотенко Анна Ивановна – педагог-мастер. Методист, новатор проработала в школе 32 года, более 20 лет из  - завучем по учебно-воспитательной работе.

На этом наша экскурсия завершена.    Спасибо за внимание!

Приветствую Вас, Гость!
Пятница, 05.17.2024